Методические рекомендации Минпросвещения
России от 20.03.2020 № б/н
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
от 20 марта 2020 года
Методические рекомендации по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
1. Настоящие Методические рекомендации
разработаны в соответствии
с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,
№ 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), а также Порядком
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. №
816
при реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. В настоящих Методических рекомендациях
приведены:
примерная модель реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
рекомендации по реализации программ
среднего профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
примерная модель реализации
образовательных программ среднего профессионального образования с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
особенности реализации учебной и
производственной практик
при реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
I. Примерная модель реализации
образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
3. Образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам
начального общего, основного общего, среднего общего образования и (или) по
дополнительным общеобразовательным программам с применением электронного
обучения
и дистанционных образовательных технологий:
3.1. разрабатывает и
утверждает локальный акт (приказ, положение)
об организации дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе
порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных
консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным
дисциплинам;
3.2. формирует расписание занятий на
каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине,
предусматривая дифференциацию
по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
3.3. информирует обучающихся и их родителей
о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения
и дистанционных образовательных технологий (далее – дистанционное обучение), в
том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля
и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;
3.4. обеспечивает ведение учета
результатов образовательного процесса в электронной форме.
4. Выбор родителями (законными
представителями) обучающегося формы дистанционного обучения по образовательной
программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования,
а также по дополнительным общеобразовательным программам подтверждается
документально (наличие письменного заявления родителя(ей)
(законного представителя).
5. При реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а
также по дополнительным общеобразовательным программам с применением
электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий образовательной организации рекомендуется
обеспечить внесение соответствующих корректировок
в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.
6. В соответствии с техническими
возможностями образовательная организация организовывает проведение учебных
занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале
или иной платформе с использованием различных электронных образовательных
ресурсов (в приложении к настоящим Методическим рекомендациям приводится пример
организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп).
7. Педагогическим работникам
образовательной организации при реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, а также при реализации
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий:
рекомендуется планировать свою
педагогическую деятельность
с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
выражать свое отношение к работам
обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн
консультаций.
8. При реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением
электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий руководителю либо иному
уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется
взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в
организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий и тех, кто
по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).
При необходимости допускается интеграция
форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий.
II. Рекомендации по реализации программ
среднего профессионального образования с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
9. При реализации программ среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
допускается использование специально оборудованных помещений,
их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие
и профессиональные компетенции.
При обучении инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные
технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в
доступных для них формах.
10. При реализации программ среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
допускается работа обучающихся в «виртуальных группах», которая происходит при
удаленности друг от друга практически всех субъектов образования, в том числе с
помощью использования систем видео-конференц-связи,
через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
11. При реализации программ среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
педагогическим работникам рекомендуется своевременно отвечать
на вопросы обучающихся и регулярно оценивать их работу с использованием
различных возможностей для взаимодействия друг с другом.
12. Образовательная организация
самостоятельно определяет набор электронных ресурсов и приложений, которые
допускаются в образовательном процессе, а также корректирует расписание занятий
с учетом ресурсов, необходимых для реализации программ с применением
электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
13. В случае временного перевода всех
обучающихся на обучение
с применением электронных учебных изданий по дисциплинам (модулям)
образовательным организациям рекомендуется обеспечить возможность доступа
к ресурсам электронно-библиотечной системы (электронной библиотеке)
для каждого обучающегося.
В период временного перевода на обучение по программам среднего профессионального
образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий могут быть реализованы групповые работы (практикумы, проекты).
14. Образовательная организация
самостоятельно определяет требования
к процедуре проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации
с учетом особенностей ее проведения, в том числе для лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью, и может проводиться с использованием
дистанционных образовательных технологий.
15. Для поддержки технологии
дистанционного и смешанного обучения,
в частности для управления образовательным процессом и учебными группами,
предоставления обучающимся доступа к цифровым учебным материалам при реализации
программ среднего профессионального образования с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий могут быть использованы
цифровые платформы центров опережающей профессиональной подготовки.
Перечень центров опережающей
профессиональной подготовки расположен по ссылке: http://profedutop50.ru/copp.
16. В случае невозможности применения
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения,
образовательным организациям, реализующим программы среднего профессионального
образования, рекомендуется рассмотреть возможность предоставления каникул –
плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей
в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным
графиком образовательной организации, с учетом положений статьи
157
от работодателя и работника, либо перевода обучающихся
на обучение
по индивидуальным учебным планам.
III. Примерная модель реализации
образовательных программ
среднего профессионального образования с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий
17. Образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
издает организационный приказ о временном
переходе на реализацию образовательных программ с применением электронного
обучения
и дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами;
назначаем ответственного за
консультирование педагогических работников и обучающихся по использованию
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
актуализирует имеющиеся в электронном
виде методические материалы
по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий для обучающихся, педагогических и административных работников,
ответственных за организацию учебной деятельности, а также инструкции
по размещению учебных материалов,
обеспечивает создание тестовых заданий,
публикацию объявлений, сбор письменных работ обучающихся, а также организацию
текущей
и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного процесса.
18. Образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» инструкцию для обучающихся
и педагогических работников о том, как получить или
восстановить логин
и пароль (в случае использования личных кабинетов), а также инструкции по
организации работы в «виртуальных» и «совместных» группах.
19. Образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
самостоятельно отбирает и рекомендует для проведения вебинаров,
онлайн консультирования, коллективного обсуждения и
коллективного проектирования список инструментов виртуальной коммуникации.
20. Образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
определяет какие учебные дисциплины и
междисциплинарные курсы могут быть реализованы с помощью онлайн
курсов, а также какие учебные дисциплины и междисциплинарные курсы требуют
присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером, а какие
могут осваиваться в свободном режиме.
21. Образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
размещает на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное
время.
22. Образовательная организация,
осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
вправе перенести на другой период времени занятия, которые требуют работы с
лабораторным и иным оборудованием.
23. Образовательной
организации, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
вправе локальным актом определить, какие элементы учебного плана не смогут быть
реализованы в текущем учебном году
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
и внести соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные
программы, перенеся эти элементы на будущий учебный год.
24. Образовательной
организации, осуществляющая образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных необходимо
обеспечивать постоянную дистанционную связь с обучающимися,
а также проводить мониторинг фактического взаимодействия педагогических
работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля
и промежуточной аттестации.
IV. Особенности реализации учебной и
производственной практик
при реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
25. Практика может быть проведена
непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность по
программам среднего профессионального образования с применением электронного
обучения
и дистанционных образовательных технологий.
В указанном случае
образовательной организации, осуществляющая образовательную деятельность по
программам среднего профессионального образования с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий рекомендуется обеспечить
возможность прохождения учебной и производственной практик с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе
скорректировав график учебного процесса образовательной организации.
26. В случае необходимости
образовательная организация вправе внести изменение в календарный график
учебного процесса в части определения сроков прохождения учебной и
производственной практик без ущерба по общему объему часов, установленных
учебным планом образовательной организации.
Изменения, вносимые в график учебного
процесса, утверждаются локальным актом образовательной организации,
осуществляющей образовательную деятельность по программам среднего
профессионального образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.